Электровуду
(Майкл Ривер)
Перевод И.Кормильцева
На этом флайере не было ни адреса
ни номера телефона. Только значок -
сдвоенная катушка - каким электрики
обозначают трансформатор, да еще
надпись "СЪЕШЬ МЕНЯ". Вильмот
засунул листок бумаги обратно в
карман. От реки исходил плотный
запах промышленных отходов.
Вильмот перегнулся через перила
насколько мог и подставил лицо
наждачному ветру. Ветер принес еле
слышные отголоски музыки.
От
переводчика:
Между старой и новой психоделией
пролегла долгая дорога
разочарований. Нация Вудстока хотя
бы мимолетно ( а зачастую и всерьез)
верила, что пришла, чтобы изменить
мир, - Нация Прозака даже не
пытается в это верить. Она строит
свои виртуальные пространства -
химические, танцевальные или
электронные - в которых менять уже
ничего не надо, разве что задраить
покрепче двери, связывающие их с
тем пространством, в котором все мы
рождаемся. Винить их в этом нельзя -
слишком часто и жестоко в этом
столетии меняли мир.
Впрочем, и у виртуальных миров уже
есть свои жертвы и мученики и,
видимо, их число еще неоднократно
умножится. Никакого вещества под
названием гно пока что не
существует - его придумал Ривер, но
его может придумать и кто-нибудь
другой - уже не на бумаге. А уж
самодеятельных культов, таких же,
как электровуду, о котором будет
идти речь в рассказе, и подавно
существует немало. Так что все у нас
впереди - век Химии и Магии
стремительно надвигается на мир,
отчаявшийся обрести равновесие.
Взвыла сирена проплывавшего мимо
катера, и в тот же момент кто-то
схватил Вильмота за плечи.
- Блин!
Нат, Джиффи и Корал К.
расхохотались.
- Здорово напугали? - торжествовал
Нат.
Вильмот вырвался из рук дружков.
- Ну и шуточки!
- Опоздали, извини уж, - сказала
Корал К., откинула с глаз жидкие
дредлоки и улыбнулась. - Это все
метро...
- Да ладно ... Фрайера у всех есть? -
спросил Джиффи. - Тогда закинемся...
Ребята смяли флайера и положили их
в рот. Бумага была жесткой как
фольга и воняла тухлой рыбой.
Вильмота чуть не стошнило, но он
заставил себя разжевать листок и
проглотить его.
Нат съел целых два.
- Чтоб точно прошибло, - пояснил он. -
Или пришибло...
- Все одно.
Они сидели на краю набережной и
болтали ногами. Повсюду, куда ни
кинь взгляд, реку покрывал слой
мусора: пластмассовые бутылки,
пивные жестянки, куски пенопласта.
порой проплывали полиэтиленовые
мешки, похожие на больших медуз. Был
отлив, и из воды выступил ржавый
скелет старого грузовика.
- Смотрите, - воскликнула Корал К., -
корова!
Корова плыла, забавно задрав в небо
окоченевшие ноги, затем
кувыркнулась под действием течения
и снова выставила вздувшееся брюхо.
- Теперь их не часто увидишь, -
сказала девушка не без грусти в
голосе.
У Вильмота на мгновение помутнело в
глазах, а затем все вокруг
неуловимо изменилось. Словно тени и
свет поменялись местами.
- Смотри-ка ты, началось! -
воскликнул Нат.
- А куда ж оно денется, - зевнул
Джиффи.
Вильмот с интересом посмотрел по
сторонам. Все вокруг было полно
таинственных знаков. Корявые
неоновые буквы, свитые из колючей
проволоки, качались на волнах и
проступали на стенах, будто весь
мир был написан невидимой рукой.
Компания спустилась по каменной
лестнице и вошла под широкие своды
пешеходного перехода, проложенного
под территорией верфи. Зеленые
клочья водорослей свисали сверху и
роняли на кожу приятные холодные
капли. Где-то высоко в небе пролетел
вертолет; луч от его прожектора на
мгновение преломился в дымке
влажных испарений. Ребята
пересекли узкую полоску ила,
усеянную галькой и пустыми
бутылками и нашли вход - железную
дверь в закопченной кирпичной
стене. Ржавая створка неожиданно
легко поддалась, когда Нат
навалился на нее. За дверью была
винтовая лестница, круто уходившая
вниз.
Каблуки застучали по металлическим
ступенькам, и гулкое эхо сразу
заполнило подземелье. Еще один
виток лестницы - и стало совсем
темно, если не считать слабого
свечения откуда-то снизу. Музыка
звучала все громче и громче с
каждым шагом, пока не превратилась
в оглушительный рев, поглотивший
все остальные звуки.
Лестница внезапно оборвалась и
Вильмот от неожиданности чуть не
упал на шедшего впереди Ната.
- Все, пришли, - сказал Нат. - Это
здесь.
Его глаза сверкали, а между губ
что-то светилось.
Вильмот высунул язык и, скосив
глаза, посмотрел на кончик. В глазах
от напряжения замелькали черные
точки, но он все же увидел, что и его
язык люминисцирует неземным
розовым светом.
Корал К. показала Вильмоту свой
светящийся язык и засмеялась.
- В первый раз? - спросила она
. - Угу...
- Привыкнешь.Идем, а то отстанем.
Нат уже скрылся за поворотом. Они
пошли за ним и очутились в огромном
зале с кирпичными стенами.
Вавилонские башни колонок
содрогались, исторгая мрачную
экстатическую музыку, прекрасную и
нервную. DJ шаманил за
нагромождением пультов под светом
свисающих с потолка ртутных ламп.
Танцующая толпа заполняла весь зал
до краев, покрытая татуировками
разных племен на голых телах,
сверкающая химической радугой
волос, заплетенных в уродливые
дредлоки. Люди танцевали дерганый
танец гальванизированных тел,
сгибая конечности так, словно у них
выросли дополнительные суставы.
Языки мерцали в приоткрытых целях
их ртов.
Вильмот глубоко втянул в ноздри
пьянящий запах пота и счастья.
Он втиснулся в толпу, которая
поначалу не хотела принять его в
себя, выталкивала словно чужака.
Свет и дым клубились над головой
Вильмота. Он взмахнул руками,
сперва не очень уверенно, но затем
пульс басового динамика овладел
его телом, и Вильмот забыл обо всем
на свете. Он почувствовал себя
одной из сот в улье коллективного
сознания, которое мыслило в едином
ритме, которое собственно и было
этим ритмом.
У Ната на этот счет была своя
теория. Он говорил:"Откуда
берется музыка? Из тела.
Сердцебиение, дыхание, пульсация
желудка - у тела своя частота. Это
если примитивно. А если точнее - то
вся планета состоит из ритмов.
Старушка Гея лупит по басам, это
точняк! Настоящая музыка, крутая
музыка, музыка глубин - это Ее
пульс".
Вильмот смотрел как вокруг него в
воздухе мелькают руки, и уже не
знал, какие из них принадлежат ему.
Он растворился в толпе и в музыке.
Он танцевал целый час, а может быть,
два или три, а потом почувствовал,
что падает, но тут Джиффи поймал его
за руку и сказал:
- Вот ты где. Пойдем
послушаем транс.
Лучи проекторов скользили по
потолку транс-холла, посылая на
него образы гибнущего мира: потоки
грязной воды, обезлиственные леса,
озера, подернутые нефтяной пленкой
пляжи, заваленные мусором, и
высохшие реки возникали на белом
экране. Люди сидели на полу,
погруженные в себя или вполголоса
беседующие.
Корал К. и Нат уже были там. Они
лежали голова к голове и
разговаривали. Вильмот уселся
рядом. Он взял у них еще несколько
таблеток гно . На вкус они были
ничуть не лучше, чем пропитанный
гно флайер.
Нат вещал:
- Ночью я иногда слышу их голоса.
Словно мой сон - это приемник,
настроенный на их частоту.
- Знание передается через
радиоволны, - сказала Корал К.
- Вещи суть таковы насколько они
были таковы.
- Эй, народ, это вы о чем? - спросил
Вильмот.
Нат ухмыльнулся.
- Ты слышал что-нибудь о
Сент-Руперте? Великий был человек,
крутой ученый, хотя вообще-то я
ученых терпеть не могу. Это он
сказал: Вещи суть таковы насколько
они были таковы. Он утверждал, что
если что-то уже было сделано один
раз, то это всегда можно повторить.
- На одном острове в Индийском
океане жили обезьяны, - сказала
Корал К. - Эти обезьяны открыли, что
раковины съедобных моллюсков можно
разбить, положив их на кокос и
ударив сверху другим кокосом.
Прошла пара недель и обезьяны на
другом острове в сотне миль от
первого начали делать точно так же.
Идеи летают в воздухе, нужно только
суметь их поймать. Сент-Руперт
называл это морфогенезом. Вот что
такое гно на самом деле -
катализатор морфогенеза. Смесь
смолы гуараны, высушенных плоских
червей и чего-то еще.
- Блин, не удивительно, что на вкус -
дерьмо-дерьмом. Корал К. взяла руку
Вильмота в свою:
- Гея умирает и ее не спасти. Слишком
поздно. Но идея Геи бессмертна. Ее
можно снова осуществить. Именно это
мы и пытаемся сделать. Сотворить
новую Землю.
- Она будет называться Мехайя, -
сказал Нат.
Вильмот зевнул: - Да, но как?
- Трансференция, - сказал Нат и
посмотрел по сторонам.
- Подожди, и все сам увидишь, -
шепнула Вильмоту Корал К.
Вильмот чувствовал тепло ее руки в
своей ладони. Он откинулся на пол и
прищурил глаза так, что проекции на
потолке стали бесформенными и
неоднозначными. Гно послало ему
одно из своих видений.
Вижу шествие механизмов,
Вижу их кишение на площадях;
Холодильники шагают вразвалку,
CD-плейеры заползают друг на дружку,
Телевизоры греются на солнцепеке
Пылесосы вытягивают длинные шеи в
мутных водах реки...
Вильмот резко поднялся:
- Ну ладно, Гея погибнет. И будет
Мехайя. А для нас на ней место
найдется?
- Люди этого не заслужили, - сказал
Нат. - Человечество обосралось.
Второго шанса нам не дадут. Нам
остается только достойно уйти.
Уйти, напоследок оттянувшись.
- А откуда ты знаешь, что их мир
будет лучше нашего? Что они усвоят
наш урок, не сделают тех же ошибок?
- Да не знает он, - сказала Корал К. - И
никто не знает.
Кто-то прошептал рядом:
- Демиург пришел!
Нат вскочил на ноги:
- Пошли! Пошли смотреть обряд!
Транс-холл опустел. В переполненном
зале Вильмот тут же потерял своих
приятелей. Он протолкнулся сквозь
толпу, чтобы очутиться поближе к
сцене. Бесформенные тени метались
по потолку. Дыхание, пропитанное
кисловатым запахом гно , вырывалось
из каждого рта. Вильмот посмотрел
по сторонам: повсюду блестели глаза
т светились кончики языков.
Из-за кулис выбежали все DJ-и и
"Кабеля" и спрыгнули со сцены в
зал. На головы у них были натянуты
обтягивающие капюшоны из латекса,
голые тела покрыты свежими
кровоточащими шрамами.Вильмот
узнал Индуктора, Рентгена,
Сэма-Телеграмму, Мамашу Бауд,
Раста-Фару... не было только одного:
Демиург оставался незрим в темноте
сцены. Видны были только его руки,
беззвучно мелькавшие над
вертушками.
Приплясывая, DJ-и лили из флаконов на
пол вязкие струи моющего средства,
словно рисуя какую-то сложную
электрическую схему. На руках у них
были розовые резиновые перчатки.
Покончив с этим, они обступили
зачехленную Установку в центре
зала. Все напряженно ждали.
"Нужно определить Избранника,"
- подумал Вильмот. Он закрыл глаза и
представил, как невидимая рука
скользит над толпой, опускается и
останавливается на нем...
Раздался крик.
Кричал совсем еще молодой парень
лет восемнадцати, а может и того
моложе. Люди, стоявшие рядом с ним,
подхватили его и понесли. Он плыл
над толпой, передаваемый с рук на
руки, приближаясь к центре зала,
словно щепка, попавшая в водоворот.
Вильмот увидел голубую, почти
фиолетовую, сетку жил у него на
запястьях... прищуреные,
мечтательно улыбающиеся глаза...
кольцо в правой ноздре... лиловую
шелковую рубашку, отражавшую
скользившие скользившие по ней
волны света... расстегнутый
воротник... шесть или семь рук,
поддерживающих тело...
Он ощутил прилив любви к этому
незнакомцу. Его пальцы мимоходом
задели за холодный шелк и кончики
их приятно онемели.
К тому моменту, когда тело достигло
Установки, с парня сорвали всю
одежду.
Индуктор подошел к нему, а
остальные работники "Кабеля" в
это время снимали чехлы с
Установки. Разъятые на части
бытовые приборы, причудливо
соединенные между собой проводами,
предстали перед толпой. DJ-и
скрутили парню руки электрическим
проводом и обмотали все его тело
виток за витком. Затем они
прикрепили его к своей диковинной
машине и вставили в открытый рот
электроды.
Еще несколько электродов они
прикрепили к телу прищепками в
разных местах.
Демиург повернул рубильник.
Вспышка.
Судороги пробежали по телу. Парень
закричал, изо рта у него побежала
струйка крови. Красные брызги упали
на передние ряды и они отпрянули, но
задние напирали с криками восторга.
Вспышка.
Сноп искр вылетел изо рта
Избранника, упал на маски людей из
"Кабеля" и прожег дырки в
пластике. Жизненная энергия
потекла по проводам, и над головами
толпы вспыхнул экран монитора. В
центре его, как на старом
черно-белом телевизоре, появилась
яркая белая точка, которая сперва
растеклась в горизонтальную линию,
а затем расползлась мутно-белым
прямоугольником. И тут из
серебристого вакуума поплыли
невнятные цветовые пятна,
спутанные линии, а по поверхности
экрана защелкали искры. Казалось,
кинескоп силится создать
изображение, может быть, чье-то
лицо, чьи-то шевелящиеся губы.
Вильмоту показалось, что он даже
разбирает какие-то слова в треске
статического электричества.
Вспышка.
По мере того, как жизненная энергия
покидала тело, судороги,
пробегавшие по нему, становились
все слабее и слабее. Голубой дымок
заструился от начавшей
обугливаться кожи.
По сцене с грохотом прокатился
электрический тостер, выбрасывая
из себя языки пламени и хрипя как
бешеная собака.
Парень дернулся последний раз,
издал сдавленный радостный стон, и
Установка взорвалась, осыпая
искрами стоявших рядом. Тостер
задымился и завалился на бок.
Изображение на мониторе исчезло;
только в центре его светилась белая
точка. Вышибло предохранители и
музыка стихла. Наступила полная
тишина.
- Опять не вышло, - пробормотал
кто-то за спиной у Вильмота.
Вильмот обернулся посмотреть, кто
это сказал, но в темноте ничего
нельзя было разобрать. Он попытался
выбраться из толпы, натыкаясь на
протянутые руки, защищая лицо от
чьих-то шарящих пальцев. Он не знал,
куда идти. В темноте казалось, что
собственное дыхание звучит громче,
чем гремевшая до того музыка.
Кто-то схватил его за локоть.
- Вильмот, это ты?
- Корал К.! - от радости у него
перехватило дыхание. - Жуткое дело.
Я про обряд ... Просто жуткое.
- Почему? - спросила она.
- Неужели нельзя никак иначе?
Она нежно провела пальцами по его
лбу.
- Мы должны дать душу механизму,
подхлестнуть эволюцию. У нас нет
времени на сюсюканье.
Снова зажегся свет. Завоняло
машинным маслом, осевшим на горячую
поверхность ламп.
Индуктор и Рентген перешагнули
через лужу моющего средства,
схватили безжизненное тело и
уволокли его прочь. Вновь зазвучала
музыка, толпа метнулась к сцене.
Некоторые подскальзывались на
лужах Волшебного Элексира, падали и
весело смеялись. Вильмот вытянул
перед собой трясущиеся руки и
посмотрел на них: кожа была усеяна
сверкающими каплями пота словно
блестками.
- Пошли, - сказала Корал К.
Пятна света как амебы ползли по
залу, натыкаясь на сверкающие глаза
и светящиеся языки. Тайное знание
озарило Вильмота. Он понял, что
скоро сюда ворвутся, размахивая
дубинками, полицейские, и полутьму
пронзят лучи фонариков. Толпа
разбежится, растечется по улицам
ночного города, забьется в норы
своих квартир и будет ждать
терпеливо условленного сигнала. И
по этому сигналу она сойдется в
новом месте и изберет новую жертву.